Тюменская область

Лаконичное и емкое (по мнению большинства в бигмире), по внутреннему содержанию выступление Президента РФ В.Путина на предвыборном съезде «Единой России» в самых неожиданных вариациях еще долго будет оцениваться аналитиками разного толка. Но первый вывод, который надо принять уже сегодня, высшая федеральная власть официально заявила об острейшей необходимости укрепления российской государственности.

Очень похоже, что следующий президентский срок лидер государства намерен посвятить, прежде всего, реализации этой задачи. Почти нет сомнений, важнейшей станет она и для нового состава Государственной Думы.

По-особому актуальна проблема для Тюменской области, где результаты приватизации месторождений нефтегазового комплекса стали равнозначными приватизации отдельных территорий, населения, власти. Такой исход не в интересах России.

Самое драматическое в истории земли Тюменской последнее десятилетие еще  ждет объективного осмысления.

После летних каникул приступают к работе региональные законодатели. Им есть что вспомнить и есть над чем подумать, чтобы без лишних эмоций в условиях новых правовых реалий максимально защитить интересы всего населения области. Работа предстоит многогранная и трудная, потребуются как разумные и взвешенные компромиссы, так и политическая воля.  Слава Богу, опыта землякам не занимать. В предыдущие годы тема была разработана досконально. Тюменский опыт, «тюменский проект» хорошо известны и в других регионах страны. К сожалению, упущено много.

Теперь надо потрудиться на опережение: проблема-то действительно ненадуманная, она федерального масштаба, государева…Время показало, что нужен такой Федеральный закон «Об основах отношений края или области с входящими в их состав автономными округами», который направлен на сохранение и развитие исторически сложившихся взаимовыгодных связей края, областей и автономных округов в их составе в интересах всего населения края, области, автономного округа.

Он также должен быть основан на положениях Конституции РФ о равенстве субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, направлен на формирование стабильных и гарантируемых федеральным законодательством и федеральными органами государственной власти отношений края, области и автономных округов в их составе.

Самые общие подходы предполагают: определение понятия территории края, области, в состав которых входит автономный округ; порядок формирования органов власти края, области;  порядок проведения референдума края, области; принципы формирования и разграничения полномочий органов государственной власти края, области и автономных округов в их составе; принципы отношений в сферах собственности, недропользования; порядок разрешения споров и разногласий.

Положения нарабатывались с учетом действующих нормативно-правовых актов, как федерального, так и регионального уровня. Полезен опыт и других сложно построенных субъектов РФ. Так, в Красноярском крае Таймырский и Эвенкийский автономные округа, формально входя в край, фактически все действия автономии осуществляют, минуя краевые органы власти.

Натянутость отношений усиливается в связи с тем, что в недрах Таймырского и Эвенкийского автономных округов обнаружены крупные месторождения нефти и газа. Понятно желание коренных народов считать эти богатства своей собственностью. В 9  статье Конституции РФ говорится: «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Кто является собственником недр? Согласитесь, требуется серьезное уточнение: необходимо проявить политическую волю и добиться внесения поправки в Конституцию: недра - народная, федеральная собственность.

Таймырском автономном округе на площади 862,1 тысячи квадратных километров проживает всего 50 тысяч человек (без учета города краевого подчинения Норильска). Но около 70% поступлений в краевую казну обеспечивает именно Норильский металлургический комплекс. Чьи должны быть недра? Аналогичное положение в Корякском, Чукотском и Бурятском автономных округах. Давно стало очевидным, что самостоятельность субъекта РФ определяется не только его «равными правами» с другими, но и конкретными обязательствами перед государством: необходимостью пополнять его казну, содержать не только самого себя, но и вносить вклад в развитие государства в целом. Надо крепить его оборону, безопасность, фундаментальные науки, системы связи, энергетики и транспорта.  Принятый недавно закон о системе органов государственной власти дает начало большой и серьезной работе по укреплению Российской Федерации.

Тюменской области, в отличие от других территорий, есть что терять. Только от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в Ханты-Мансийском автономном округе в текущем году рассчитывают получить боле 20 миллиардов рублей доходов, а в Ямало-Ненецком автономном округе - около 9 миллиардов. Теперь эти средства, согласно поправкам, внесенным в Налоговый и Бюджетный кодексы, будут распределяться по новой схеме: с учетом интересов всего населения края, области и Федерации в целом.

Все многочисленные проблемы взаимоотношений внутри сложно построенных субъектов РФ предпочтительнее решать путем политико-правовой и экономической интеграции, создания более совершенной, основанной на федеральной программе, системы управления территориями. Необходимы также новые методики распределения прямых расходов между регионами и механизмы их финансового выравнивания.  Даже скоординированные на величину прожиточного минимума региональные различия в «душевых» налоговых доходах огромны. Например, в 1998 году самых высоких значений этот показатель достиг в Ямало-Ненецком автономном округе, он превысил средне российский уровень в 5 раз, а Ханты-Мансийском АО - в 4 раза. Согласитесь, на фоне других автономных округов Федерации речь о выравнивании бюджетной обеспеченности вполне правомерна.

Другой далеко не безобидный вопрос - распоряжение правом собственности регионами на добычу полезных ископаемых, здесь даже косвенное противопоставление общественным интересам чревато последствиями, как забег на марафонскую дистанцию. Природные ресурсы в первую очередь - общественное достояние и лишь во вторую - одна из форм собственности.

В известном Постановлении Конституционного Суда РФ о 14 июля 1997 года признан особый статус автономного округа и даже сформулированы некоторые характерные признаки в его взаимоотношении с областью. Понятно, что договорные особенности статуса не могут противоречить положению о вхождении автономного округа в состав области. Российский договорный опыт показал, что практика договоренностей малоэффективна. Договорный метод регулирования конституционно - правовых отношений в рамках Федерации стал одним из поводов напряженности в финансово-экономической и государственно-правовой сферах.

Конечно, одним федеральным законом урегулировать весь спектр отношений, которые реально возникают на практике, невозможно. Во всех федеральных законах, затрагивающих отношения сложно построенных субъектов РФ, должен найти отражение факт вхождения автономного округа в состав края, области. Все программы социально-экономического развития края, области должны разрабатываться на принципах единого экономического пространства, обеспечения гарантий северянам словно монументальная скульптура взаимоотношений центра и области, системы региональных социальных дифференцированных стандартов, что позволит скорректировать бюджетные финансовые средства сложно построенных субъектов РФ в интересах всего населения края, области.

В рамках федерального и регионального законодательства желательно закрепить нормы об образовании на территории края, области единой системы федеральных органов исполнительной власти; единых региональных пенсионных фондов, фондов обязательного медицинского страхования, фондов занятости населения. Одной из самых актуальных задач остается создание единой системы территориальных федеральных органов государственной власти на территории края, области.

  Владимир ТРЕТЬЯКОВ